On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]

Пушкинский дискуссионный клуб "ЛЮБОМУДРИЕ"



АвторСообщение



Сообщение: 431
Зарегистрирован: 03.05.07
Рейтинг: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 09.01.14 21:37. Заголовок: ХОЧЕШЬ БЫТЬ СЧАСТЛИВЫМ - БУДЬ ИМ!



ХОЧЕШЬ БЫТЬ СЧАСТЛИВЫМ – БУДЬ ИМ!

Трудись, чтоб без еды не пропадать,
А остальным и даром обладать остерегись,
Ведь за остальное
Рискуешь жизнь бесценную продать!
( Омар Хайям )

Ради чего человек, преодолевая множество трудностей, часто рискуя жизнью, борется за власть, богатство, славу и карьеру; стремится к горным вершинам и вершинам науки; летает в космос и опускается на морское дно и осуществляет еще великое множество свершений – полезных, бесполезных или даже вредных? Суетится и мечется всю свою жизнь. Думается, что всех людей объединяет одна общая цель – поиск счастья.
Должно быть, очень мудр был человек, который первым сказал: «Человек рожден для счастья!» Однако понимается счастье людьми по-разному. Одни видят счастье в достижении власти над ближним, другие – в богатстве, третьи – видят его в карьере, четвертые – в борьбе,…., - в любви, - в семье, - в работе, - в праздности и т.д. и т.п. Есть люди, которые видят свое счастье в дурмане: в алкоголе или наркотиках. По-видимому, количество определений понятия «счастье» приближается к количеству людей на Земле. Дело в том, что из-за различия в природных данных, в воспитании, образовании, профессии, социальной среде пребывания и многих других, люди руководствуются различными системами ценностей. Совпадая в главном, определяемом государственной (общественной), системы ценностей отдельных членов сообщества могут существенно отличаться. Я уже не говорю об отщепенцах, руководствующихся принципиально отличными от общепринятых ценностями. Кроме того, отдельные ценности в понимании людей могут иметь различные приоритеты, различную значимость. В общем случае, на мой взгляд, для каждого человека счастье заключается в обладании совокупностью наиболее значимых лично для него ценностей. Отсюда и различное понимание счастья различными людьми.
Предельный случай – высшее счастье – это обладание (или возможность обладания) всеми ценностями, являющимися таковыми в рассматриваемом сообществе на заданном отрезке истории. Эту возможность предоставляет человеку обладание высшей властью: императорской, царской, королевской, президентской. Оттого-то к этой власти так и стремятся претенденты, невзирая ни на что, даже на смертельную опасность этой профессии. Но таких претендентов (реальных) по объективным причинам не так уж много. Большинство же людей, не обладая в большой степени харизмой, удовлетворяются более скромным пониманием счастья – обладанием ограниченным количеством ценностей. Тем не менее, и этого они достигают далеко не всегда. Счастливыми себя считают немногие люди.
Система ценностей человека всегда включает две составляющие: материальную и духовную. Большинство ныне живущих людей ориентировано на материальную составляющую. Этому, увы, способствует пропаганда, которую в настоящее время ведут практически все СМИ. Духовными ценностями живут очень немногие люди. Мир слишком материализовался со времен жизни Иисуса Христа. Кстати, существует теологическая версия о том, что человек пришел в Мир из духовный сферы, утратив духовность, и в нём приобрел материальную оболочку. Он обретет духовность, познав здесь язык и законы Творца. Может быть, здесь истина?
Будем считать, что счастье – суть исполнение желаний человека по обладанию некой совокупностью ценностей. Тогда критерием его достижения естественно считать степень исполнения этих желаний (степень обладания некоторой приоритетной совокупностью ценностей). Эту степень можно, например, выразить в процентах.
Очевидны два предельных случая:
1. Исполнение всех желаний, что соответствует полному счастью.
2. Не исполнение ни одного желания – полное неудовлетворенность, несчастье.
Обычно, в жизни человек оказывается в некотором среднем состоянии: часть его желаний исполняется, другая – нет. Естественно стремление человека испытать большее ощущение счастья.
Добиться наиболее полного удовлетворения желаний можно в принципе двумя способами:
1. Предпринимать больше усилий для овладения привлекательными ценностями.
2. Усилием воли уменьшить количество своих желаний (потребностей, претензий, амбиций).
В последнем случае при равных усилиях можно получить больший эффект: получить ощущение большего счастья. (больший процент желаний будет удовлетворено в интересах власть имущих).
Понизив высоту планки, через которую Вы хотите перепрыгнуть, Вы с большей вероятностью исполните задуманное и получите удовлетворение. Вот такая нехитрая рекомендация может принести душевное равновесие тем, кто захочет ей воспользоваться. Уверяю Вас – это очень эффективное средство избавления от комплекса неполноценности в наше реформаторское время!
Конечно, высказанное соображение о возможном пути достижения счастья не является оригинальным. Просто оно, к сожалению, прочно забыто. Примерно об этом говорил еще великий Аристотель, критикуя идеальное государство Платона.
В отличие от Платона, который видел источник общественного зла в частной собственности (и даже пытался построить государство, основанное на общественной собственности), Аристотель считал, что «одна мысль о собственности уже доставляет человеку несказанное удовольствие, отмена же ее ничего не дает, т.к. общее дело все сваливают друг на друга и об общем для всех каждый заботится очень мало». Думаю, что доля истины здесь, безусловно, есть, но только доля. Нам, людям XXI века пора бы разобраться: в каком случае выгоднее иметь частную собственность, а в каком – общественную. Частная собственность допустима и даже полезна в малом предпринимательстве и недопустима в стратегических отраслях экономики, где затрагиваются интересы всего государства, народа в целом. Не нужно забывать о том, что государство все же должно служить общему благу! Но это отдельная тема.
Согласно Аристотелю, источник общественного зла – не столько собственность, сколько беспредельность, необузданность желаний человека, его алчность. Причем последняя относится также и к почестям (ценности духовной). Аристотель считал, что «нужно более заботится о том, чтобы уравнять желания граждан, нежели их имущества». «Счастливая жизнь – это жизнь совершенная. Она в беспрепятственном прохождении по пути добродетели, а добродетель есть не что иное, как умеренность двух крайностей: посему жизнь умеренная и есть наилучшая жизнь». «Для счастливой жизни помимо нравственного благосостояния нужно благосостояние физическое (телесное) – здоровье и материальные блага, однако умеренные». «Чтобы преуспеть в добродетели, нужно в себе ее развивать, но для развития в себе начала добродетелей необходим философский досуг».
Меня приводит в восторг то, что эти мысли высказаны две с половиной тысячи лет назад! Однако человечество до сих пор не удосужилось ими воспользоваться.
Счастье – безусловно, духовная категория. Оно проявляется в моральном, психологическом удовлетворении, в душевном подъеме, в ощущении победителя, в радости бытия, в ощущении взлета над окружающей реальностью, в торжестве собственного Я, в ярком, чувственном горении личности.
Естественно, счастье ощущается субъективно. Также как художник способен видеть значительно больше оттенков цветов, музыкант – слышать более широкий диапазон звуков, по сравнению с человеком, лишенным этого дара, так и человек с более развитой душой сильнее и ярче ощущает счастье.
Почти все сказанное относится и к людям, для которых духовные ценности являются более значимыми, чем материальные. Разве не испытывает счастья ученый, сделавший открытие или даже просто решивший трудную научную задачу; художник, писатель или поэт, написавший хорошую картину, книгу или стихотворение. Более того, если они настоящие, творческие личности, духовные качества их более развиты, они острее и ярче ощущают свое счастье, чем материалисты. Можно сказать, что они, возможно, не будучи богатыми материально, являются таковыми в смысле духовном.
Я склонен думать, что такие люди ощущают себя более счастливыми, чем те, которые имеют богатство и административную власть. Принципиальное же отличие этих двух категорий людей в том, что желание материальных богатств целесообразно ограничивать юридическими и нравственными нормами, в то время как желание духовного совершенства следует всеми способами поощрять.
«Только красота, красота душевная спасет мир». ( Ф.М. Достоевский )

Кто же станет оспаривать – деньги нужны,
Скажем, выпить, поесть или справить штаны.
Ну а все остальное и даром не нужно.
Ни за грош пропадешь из-за толстой мошны!
(Омар Хайям)
Идея самоограничения, даже аскетизма указывает путь к увеличению количества счастливых людей в обществе. Идея же неограниченного потребительства (основная ценность буржуазной системы) - напротив ведет к увеличению количества людей неудовлетворенных в своих желаниях, несчастных! Так какая из них более гуманна?! Напомню, что сам Господь Бог ввел в раю для Адама и Евы ограничение на потребительство в виде запретного плода. Змей-искуситель толкнул перволюдей на нарушение запрета. И что из этого вышло?
Таким образом, ощущение счастья достижимо как в материальной, так и духовной сферах. Однако, массовое преклонение перед ценностями материальными ведет к моральному разложению общества, к его расчленению; предпочтение же большинством духовных ценностей – к единению. Духовно единое общество способно творить чудеса!
С Ф.М. Достоевским – великим знатоком человеческой души, нельзя не согласиться. Его мнение уважаемо даже в Америке – стране, где, как ни в одной другой стране Мира, процветает культ богатства. То есть, даже прагматики – американцы признают, что не материальное, а духовное богатство может избавить человечество от зла. К сожалению, таких в Америке меньшинство.
Эффективное распространение духовных ценностей в народе, духовное его обогащение возможно только путем целенаправленного, терпеливого и длительного воспитания с использованием всех существующих средств (печати, радио, телевидения, кино, театра и т.п.). Воспитание должно базироваться, в основном, на положительных примерах истории и сегодняшней действительности (обилие «чернухи» дает обратный эффект) и продолжаться от рождения до смерти человека. Для этого все средства массового воспитания должны находиться под жестким нравственным контролем.
И это должно сделать государство!
Народ, как ребенок, нуждается в постоянной нравственной опеке. Кроме того, он, как и ребенок, интуитивно чувствует всякую фальшь и лицемерие и теряет уважение (ощущение власти над собой) к воспитателю, если последний хотя бы однажды слукавил. «Идеи становятся материальной силой, когда они овладевают массами», - совершенно справедливо утверждал В.И. Ленин.
Прекрасные Заповеди Моисея и Проповеди Христа за тысячи лет не овладели массами и не стали материальной силой лишь потому, что , во-первых, проповедники слишком часто не являлись сами образцом для подражания ( не использовалась сила личного примера), во-вторых, потому, что они находились и находятся сейчас на службе у властей (хозяев), а тем христианские идеи в чем-то мешали и мешают. Поэтому власти и не очень-то желают подъема духовности и единения общества. Парадоксально, но факт, что все религиозные учения, родившись в среде униженных и оскорбленных, корректировались и приспосабливались (когда они становились массовыми) властями для своих целей – наращивания центростремительных сил. На нынешнее духовенство России также надежды мало. Оно сегодня занято дележом собственности СССР и, таким образом, становлением и укреплением класса буржуазии.
В настоящее время можно часто слышать о бездуховности атеистического времени советской власти. Считаю это утверждение в корне неверным.
Духовным следует считать человека, в системе ценностей которого преобладают ценности духовные. Надеюсь, никто из очевидцев не станет отрицать, что при советской власти вся идеология, экономика и политика строились не на преклонении перед материальными ценностями и деньгами. В экономике поощрение народа к труду было основано на духовных ценностях: грамотах, благодарностях, орденах и т.п. В идеологии образцом для подражания служил человек труда, бескорыстно посвятивший себя служению народу, государству. Именно такие люди чаще выдвигались на политические посты. Иное дело, что они далеко не всегда успешно проходили испытание властью! Иначе говоря, атеист вполне может быть человеком духовным, также как священнослужитель – бездуховным.
Религиозность и духовность – вовсе не тождественные понятия!
Я искренне верю в эффективность воспитания человека, в возможность торжества в нем духовного начала над биологическим.
Верю в возможность перевода качеств личности на генетический уровень и создание, таким образом, духовно совершенного человека. Вот захотят ли этого власть имущие когда-либо – это другой вопрос! Естественно, целенаправленный отбор при создании нового, совершенного человека нужно вести не только путем изоляции отрицательных экземпляров (моральных уродов), но и особого к ним отношения. Не этот ли процесс был налажен, скажем, в ранних христианских общинах, еврейских диаспорах средневековья и идет сегодня в отдельных религиозных сектах?! А вся история аристократии? Не представляет ли она собой примера выведения породы людей с так называемыми благородными (заданными) качествами личности? А какие возможности открывает развитие генетики и клонирования?
В моих рассуждениях присутствуют как оптимистические, так и пессимистические ноты. Оптимизм вселяет надежду. Пессимизм подготавливает психику к отрицательному исходу. То и другое необходимо, ибо реальность находится где-то между крайностями.
Понимаю, что у меня в рассуждениях присутствует и некоторый идеализм. Но я не считаю это недостатком. Идеалы всегда служили и будут служить людям путеводной звездой, указывать дорогу в будущее. Нужно только правильно определить эти идеалы. Уверен, что человечеству больше нужны Дон-Кихоты, а не Скупые Рыцари. Человек, не имеющий идеалов вообще – суть духовный покойник!
В заключение приведу стихи Г.Р. Державина. Ответит же на вопрос: что это - усталость от жизни, мудрость, пришедшая с годами, его понимание смысла жизни, счастья или еще что-то - пусть сам читатель. Все возможные варианты ответа не приводятся. Надеюсь стихи не оставят никого равнодушными и заставят задуматься.

Блажен, кто менее зависит от людей,
Свободен от долгов и от хлопот приказных,
Не ищет при дворе ни злата, ни честей
И чужд сует разнообразных!

Смирнов Игорь Павлович, литератор


Igorpavlovitch.narod2.ru podfm.ru ретрани.рф и т.д.


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Новых ответов нет


Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 3
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет