On-line: гостей 1. Всего: 1 [подробнее..]

Пушкинский дискуссионный клуб "ЛЮБОМУДРИЕ"



АвторСообщение
администратор


Сообщение: 97
Зарегистрирован: 01.05.07
Откуда: Россия, Санкт-Петербург
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 29.04.17 18:59. Заголовок: 13. ПРЕДЛОЖЕНИЯ. РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ СВОБОДНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА.


РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ СВОБОДНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА.

Самодостаточность в развитии (Свр) – качество экономики, определяющее её жизнестойкость – возникает, формируется и развивается только при свободных рыночных отношениях предприятий и домохозяйств. Только рыночные отношения обеспечивают объективную оценку потребности и качества предлагаемых товаров с «автоматическим» перераспределением денежных потоков на соответствующие предприятия.

Эффективной чиновничьей, внерыночной, оценки производственных успехов предприятий пока не придумано. Да и вряд ли будет придумано.

Очевидно, что cохранить рыночные отношения производителей без риска чрезмерного имущественного расслоения населения возможно только на основе предприятий общественной собственности. Например, это могут быть предприятия региональной собственности со сменяемыми управляющими.

На возможность подобных решений указывал ещё Ф. Энгельс: "Все общественные функции капиталиста выполняются теперь наёмными служащими".

Управление крупными общественными предприятиями регионов вполне может быть передано наёмным служащим – директорам этих предприятий. Для создания действенной заинтересованности директоров в прибыльности руководимых ими предприятий, их собственные доходы должны определяться прибыльностью этих предприятий.

Это действительная и действенная приватизация предприятий, отвечающая подлинному значению приватизации, ибо приватизация это передача общественных или государственных предприятий в частное управление с правом на прибыль и, ни в коем случае, не продажа прав собственности.

Условия сотрудничества членов Совета Директоров (СД) в обеспечение успешного функционирования предприятий,

могут и должны быть закреплены в типовом уставе общественных предприятий региона,

Уставом, например, должна быть предусмотрена полная хозяйственная самостоятельность СД предприятия, вплоть до запрета вмешательства в его деятельность даже собственнику предприятия.

Самостоятельность СД должна быть предусмотрена и в процедурах обновления его состава, независимо от вида возникшей необходимости. Для этого уставом должен быть закреплен принцип утверждения нового члена СД только единогласным решением всех его членов.

Совершенно недопустимы «р-р-революционные» одномоментные преобразований всего, везде и сразу. Для экономики подобное отношение к условиям своего функционирования чревато катастрофой. Действия должны быть осторожными, дающими возможность как-то осознавать свои ошибки и исправлять их следствия по ходу дела. Какими бы тщательными ни были умозрительные построения, они всегда требуют практической «обкатки». Разве не в этом мудрость управления?

Определение экономики общества (стр.90) позволяет видеть всю сложность экономической системы государства и важность сохранения согласованности в действиях её участников, обретённой в практической длительной работе с преодолением трудностей и ошибок, Опираясь на это определение нетрудно понять, к каким бедам ведут любые попытки внесения волюнтаристских резких изменений в отлаженный механизм функционирования устоявшейся экономической системы государства.

Поэтому, необходим некоторый переходной этап от системы существующей к желательной будущей. В ходе этого этапа экспериментальные предприятия предлагаемого вида региональной собственности должны подтвердить свою жизнеспособность в условиях рыночной конкуренции (на первых порах конкуренция только на внутреннем рынке) или

выявить необходимость внесения каких-то уточнений и дополнений в основы их функционирования.

Процесс создания региональных предприятий логично начать с постройки отдельных предприятий по выпуску товаров народного потребления. Приемлемо создание таких предприятий и за счет выкупаемых обанкротившихся частных предприятий и, тем более, путём создания новых предприятий.

Для удобства дальнейшего изложения назовём подобные предприятия РПСП – Региональные Предприятие Свободного Предпринимательства, а их преобладание в хозяйственной системе страны – системой РПСП

Нет сомнений, что функционирование отдельных РПСП в условиях свободного рынка позволит быстро прочувствовать плюсы и минусы принятых решений, а, значит, и внести необходимые поправки.

Отметим то положительное, что легко просматривается в этой системе.

Первый – реализация системы совершенной конкуренции для рынка ТНП (товаров народного потребления). Обеспечивается это числом таких предприятий по количеству регионов, их взаимно независимым управлением и принадлежностью одной стране с едиными для всех законами. Это немаловажное обстоятельство, поскольку внутренний рынок меньше зависим от интересов глобальных игроков.

Второе и очень важное – создание многих различных самостоятельных предприятий рыночной экономики, заинтересованных в росте собственных прибылей, в том числе и за счёт внедрения инновационных решений, что является одним из условий возникновения в экономике признака её совершенства – самодостаточности в развитии (Свр).

О ПЛАНЕ

Советская экономическая система отличалась от других систем мира своим плановым началом. Это, в итоге сказалось на её проигрыше в соревновании с экономиками свободного рынка. Однако, даже этот реальный проигрыш не означает, что у планового принципа управления экономикой нет ничего положительного, полезного и даже необходимого.

Чтобы обсудить это более детально и возможно более сознательно, отметим многозначность слова «план».

Словари указывают на ряд его основных значений связанных как со сферой планирования, так и по степени завершённости, по уровню территориального охвата, по уровню участия государственных органов и т.д.

Многозначно оно и в части детализации предполагаемых последствий: от самых общих соображений относительно ожидаемых следствий до предписания добиваться конкретных результатов каждому участнику на каждом этапе.

В этом последнем значении – т.е. в виде предписания «кому, что и как делать» – план может быть полезным и продуктивным при предельной и безошибочной детализации планируемых действий и работ и при их обеспечении самим планирующим органом.

Но одно только составление такого всеобъемлющего директивного плана хотя бы на год для тысяч разнородных предприятий с учётом обеспечения ритмичности их работы во времени, да ещё при вероятности непредсказуемых событиях – просто немыслимо!

Жёсткий план – это приказ для исполнителей. Ответственность же за безошибочность плана и его обеспечение во всех деталях, естественно остается за предписывающим органом.

Идеальная организация исполнения жёсткого плана, предусматривающего участие многих соисполнителей, не допускает ни их отставания, ни их забегания вперёд. Всё должно исполняться точно и в срок, что для сложной системы множества предприятий оказывается недостижимым.

Слово «план» можно понимать и как изложение управляющим органом государства его целей развития общества с возможным указанием предполагаемых особых мер в обеспечение его выполнимости. Подобное понимание лишь ориентирует население и низовые структуры государства относительно направленности ближайших постановлений и действий высших органов власти. Ценность подобного планирования особенно возрастает в условиях оперативного эффективного управления развитием отраслей, что предполагает владение соответствующей теорией, позволяющей оценивать возникающие тенденции их развития и управлять ими.

Слово «план» применяется и политическими организациями. Эти планы могут быть направленными как на решение текущих проблем, например, тактики проведения очередных протестных мероприятий, так и на проведение специализированных достаточно длительных кампаний, например, ближайшей выборной кампании. Слово план может означать и конечную цель партии.

Планом может быть иногда названо и мало конкретное обсуждение возможных путей развития какого-то общества, или определённых частей государства или человечества в целом с соответствующими обоснованиями, часто примыкающими к философии.

План-цель государства это ориентация учреждений, хозяйств и людей, относительно предполагаемых корректировок направлений их деятельности во исполнение главных задач принятых правительством страны при ожидаемых значимых изменениях в стране и в мире.

Если исполнение директивного плана, неизбежно детализированного до уровня исполнителей, не требует от директивных органов правительства дополнительных действий, поскольку «цели и задачи» якобы определены, то план-цель лишь полезно ориентирует население, а основная работа по достижению намеченной цели ложится на

руководителей всех звеньев управления государством, экономикой, предприятиями и учреждениями.

Выделение экономики, являющейся лишь частью государства, связано с тем, что ни одно существенное мероприятие невозможно организовать и успешно провести без затрат, т.е. без учета экономической составляющей.

Но способы привлечения экономической составляющей к реализации государственного плана-цели в условиях свободных рыночных отношений производителей весьма ограничены. Это или прямое финансирование исполнителей через очередные государственные заказы, или общие меры стимулирования деятельности хозяйствующих субъектов в соответствующих направлениях.

Управление стимулированием возможно путём изменения законов, налогов, пошлин, таможенных правил, условий и видов государственных заказов и т.п. Этот набор способов стимулирования требуемого направления деятельности несравненно шире, чем расходные статьи бюджета, но отличается существенно меньшей оперативностью.

В рамках излагаемой темы важно то, что и в условиях свободных рыночных отношений управление экономикой страны в обеспечение намеченных целей возможно. Только вместо директивного предписывающего воздействия на исполнителей необходимо использование индикативного управления.

Такой путь известен. В частности, его определение приведено в БРЭС (2005 г.): «Программирование экономическое» или «индикативное планирование» – система регулирования экономики на основе комплексных программ, отражающих предпочтительный вариант развития общественного производства и стратегическую концепцию социально – экономической политики».

Известно и определение Л.Е.Басовского: «Индикативное планирование – наиболее распространённое средство регулирования социально-экономического развития в условиях

рыночной экономики. Оно представляет собой механизм координации интересов и деятельности государства, предприятий и домохозяйств в условиях рынка».

Особо отметим, что «индикативное управление» –это управление не предприятиями или отраслями, а экономикой страны, устойчивое функционирование которой требует стабильности в законах, основанных на положениях науки «Экономика общества» при отлаженной системе хозяйственных договоров. Только это должно стать целью государства при рассмотрении и решении вопросов обеспечения «…лучших условий для хозяйственной деятельности своих граждан».

Таким образом, в системе РПСП есть своё место для государственного плана-цели, но не для директивного плана по производству конечных изделий, подобного пятилетнему государственному плану СССР. План-цель это общее направление государственной политики развития общества и его экономики в целом или отдельных её частей.

Исходными данными для подобного плана должны служить решения Парламента, определяющие очередные цели общества и отслеживаемые индикаторы рынка, которые дают возможность судить о возникающих тенденциях в развитии экономики и общества страны в целом.

Министерство экономического развития, учитывая эти тенденции и смысловое различие слов «рост» и «развитие», должно предлагать законодателям и исполнительным властям корректировку законов, тарифов, пошлин, налогов и субсидий в интересах избранного ими направления развития. Хорошо просчитанные изменения в законодательстве, в налогах и пошлинах, и соответствующие корректировки денежных потоков, позволят создавать условия дополнительного стимулирования развития предприятий в требуемых направлениях
.


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Новых ответов нет


Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 3
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет