On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]

Пушкинский дискуссионный клуб "ЛЮБОМУДРИЕ"



АвторСообщение
администратор


Сообщение: 91
Зарегистрирован: 01.05.07
Откуда: Россия, Санкт-Петербург
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 29.04.17 17:44. Заголовок: 12. ЕЩЁ О ТЕОРИИ.


Повторюсь: уверенность в безошибочности решений может дать только добротная теория. Только теория поможет оценить реальность целей и возможные пути их достижения.

«Нет ничего практичнее добротной теории». Вне теории существуют лишь мнения, отражающие не реальность, а отношения их носителей к проблеме. Только добротная теория вскрывает объективные связи рассматриваемых ею явлений действительности.

«Без теории практика слепа».(Менделеев)

Это, как представляется, ведёт к необходимости переосмыслить основы важнейших теоретических установок хозяйственной, политической и общественной жизни народов.

В стремлении инициировать дискуссию специалистов о возможностях развития основ организации жизни российского общества, далее приведены авторские суждения о значении, текущем состоянии и показаниях к совершенствованию важнейших сторон жизни:

* О справедливости

* О рынке.

* О денежных потоках в обществе.

* О развитии производств.

* О собственности.

* О жилом фонде страны;

* О пенсионной системе и демографической политике.

* О культурно-образовательной автономии народов

* О гражданском обществе и партиях.



О СПРАВЕДЛИВОСТИ

Справедливость во взаимоотношениях людей, а точнее во взаимоотношениях граждан и власти, рабочего и хозяина, слабого и сильного является извечной мечтой, особенно тех, кто пониже, слабее.

Но, при неизбежных отношениях подчинённости, при отсутствии объективных методов измерения и оценки трудовых затрат, при возрастном, физическом, умственным, семейном, имущественном и общественном неравенстве людей, да ещё при различиях в их устремлениях – разговорам о справедливости во взаимоотношениях конца не будет.

Астафьев «подытожил» так: «справедливость это дело божье, а не людское».

Необходимость же преодоления конкретных возникающих конфликтов заставляют общество в лице государства создавать соответствующие правила или законы и арбитраж с правом решения.

Обезличенные и обязательные для всех законы определяют условия и устанавливают границы справедливости. Богиня правосудия с древнейших времён изображается с завязанными глазами. И это единственный путь разрешения возникающих частных конфликтных ситуаций, когда каждая из противостоящих сторон взывает к справедливости.

При этом, как факт отметим. что непосредственно о справедливости, как правило, речь не идёт из-за отсутствия самой меры справедливости для частных дел.

Точно, без ошибки, можно оценивать только то, что имеет число, Только в таких случаях можно уверенно «воздать по делам их». Закон, оценивающий предусматриваемые события, можно считать, тоже опирается, на «число», но только в виде большинства парламентариев, согласившихся с формулировкой его проекта. Случается, что большинство населения оказывается неудовлетворенным нормами действующего закона и тогда они выходят на улицы с протестом. И власть бывает вынуждена реагировать положительно на протест.

Однако создать свод законов, предусматривающий все возможные случаи противостояния людей, невозможно.

Несправедливости же общего вида многократно повторяющиеся, наблюдаемые во взаимоотношениях социальных групп населения очевидны и вполне поддаются учёту и регулированию.

Тем более, что возникают и очевидные несправедливости общественного характера, возникающие в результате

действия самих законов, как например, когда одни семьи постоянно богатеют и управляют, другие же всегда трудятся и подчиняются и, при этом, едва сводят «концы с концами». Подобные несправедливости вполне могут быть значительно смягчены, а то и вовсе устранены «исправлением» самих законов.

Подобное в истории человечества уже имело место. Именно в этом был смысл всех т.н. буржуазных революций, которые провозгласили «всеобщее равенство», устранив наследуемые титулы и потомственные сословия.

Но завоёванное равенство продержалось недолго. Сохраненная и, более того, строго охраняемая законом частная собственность на предприятия и право их наследования привели к возрождению сословий, пусть и не формальных. Именно это и показал Томас Пикетти в своём труде «Капитализм в ХХI веке», предлагая решение проблемы в виде усиления прогрессивной шкалы налогов.

Подобное потомственное возрастающее имущественное расслоение населения при капитализме К.Маркс видел ещё в ХIХ веке и, во имя справедливости, пришёл к необходимости ликвидации частной собственности на предприятия и замене рыночной экономики плановой.

Пикетти, в отличие от Маркса, предлагает не ликвидировать частную собственность на предприятия, а лишь усилить прогрессивную шкалу налогообложения. В меру подобного усиления, положение несколько смягчиться, но не исчезнет, т.к. наследуемое имущественное различие семей останется неизменным.

Большевики, взяв в 1917г. власть, ликвидировали частную собственность на предприятия «по Марксу», Это существенно выровняло имущественное положение всех слоёв общества, но неосознанные при этом последствия ликвидации и рыночных отношений привели к потере объективной оценки работы самих предприятий.

А это обернулось неизбежными и гибельными для экономической системы СССР потерями в противостоянии с Западной системой капитализма.

Здравое общество на ошибках учится, а мечта людей о справедливом общественном устройстве у людей вечна.

Этапами её реализации этой мечты непременно должны стать выдвижение конкретных и обоснованных предложений с последующими их общественными обсуждениями.

Авторское определение социально справедливого общества приведено на стр. 100


О РЫНКЕ

Начнём с уточняющих рынки определений. Можно различать следующие законные их типы: свободный, регулируемый и директивный.

Признаком свободного рынка является то, что сделки на нём определяются взаимным согласием только покупателя и продавца в отношении вида товара, его качества, цены и условий поставки.

Регулируемый рынок отличается от рынка свободного тем, что государство регистрирует результаты некоторых интересующих его сделок без вмешательства в сами сделки. Эти результаты дают возможность государству понимать складывающиеся тенденции по различным направлениям развития экономики, что позволяет, при необходимости, корректировками условий (государственных заказов или законов, налогов и пошлин) повлиять на тенденции развития в интересах общества. Это влияние назовём индикативным управлением развития экономики страны.

Принципиальное преимущество подобного управления в том, что в качестве конечного регулятора используются стимулы, а не запреты и предписания.

Директивным рынком назовем тот, в порядок свершения сделок которого введены особые государственные требования. Директивный рынок неизбежен для предприятий естественных монополий: водоканал, электроснабжение,

дальние перевозки, престижные ВУЗ-ы, государственные должности. Введение директивного рынка иногда диктуется и неожиданно возникающими условиями народного бедствия.

Существуют и противозаконные рынки, что вызывает противодействие государства, которое, в интересах безопасности населения, создаёт препятствия для производства и распространения опасных товаров (ложные лекарства, наркотики, оружие, взрывчатые вещества и военная техника, литература особой направленности и т.п.). Реализуют противодействие подобным рынкам пограничная и таможенная службы, следственные органы и полиция на основе соответствующих законов.

Всё это можно считать иллюстрацией того факта, что абсолютно свободного рынка вообще нет нигде. Можно говорить о том или ином виде рынка относительно конкретного вида товаров на данной территории.

Важнейшим качеством свободных рыночных отношений, с точки зрения лучшего исполнения рынком своего предназначения, является его демократичность. И продавец, и покупатель появляются на рынке, руководствуясь только своими интересами. Их действия на свободном рынке определяются только собственными интересами при естественном ограничении действующими общими и обязательными для всех граждан законами.

Демократичность свободного рынка заставляет изготовителей товаров ориентироваться на потенциальные потребности индивидов и общества в целом. Отсутствие потребителя исключает производство соответствующего товара лучше всяких запретов; в то же время широкий платежеспособный спрос неизбежно ведёт к росту соответствующего вида производства. Причём реакция производителей на спрос, как правило, безошибочна.

Кроме того, и это крайне важно для процессов развития, производители имеют возможность инициативно расширять номенклатуру выпускаемых товаров, создавая и стимулируя

через свободный рынок возникновение в обществе совершенно новых потребностей и производств.

Свободный рынок, как система реализации произведенных товаров, является важнейшим средством регулирования производства изделий не только в количественном отношении, но и в отношении их качества и их цены. Причём изменения в виде улучшения качества изделий и уменьшения их цены, часто является результатом совершенствования или развития технологии их производства.

Этапами развития являются: появление изделий, с лучшими или с новыми, не имевшимися ранее и привлекательными для людей, функциями, и существенное снижение стоимости известных товаров.

Итак, рыночные отношения обеспечивают наиболее объективную оценку работы предприятий, создают условия их соревновательности, их конкуренции за потребителя, что положительно сказывается на качестве и цене изделий, на развитии отдельных производств, а при наличии рынка средств производства и на развитии экономики в целом.

Государство всегда может вносить коррективы, поощряя те или иные тенденции в зависимости от своих целей (своей «партитуры»), т.е. переходя от свободного рынка данного товара к рынку регулируемому.

Эта возможность стимулирующего государственного влияния на сделки в интересах выбранного направления развития общества является ещё одним ценным свойством рыночных отношений производителей.

Конечно, у свободного рынка, как и у любого другого явления реальной жизни, есть, с точки зрения интересов общества в целом, и свои недостатки. Так, например, причиной известных кризисных явлений в системе общественного производства является «близорукость» свободного рынка, т.е. его свойство оценивать успешность того или иного изделия только «здесь» и «сейчас», безотносительно истории и перспектив развития.

Значительный успех какого-либо изделия на рынке, т.е. проявившийся высокий спрос на него, способен привлечь внимание многих самостоятельных производителей. Это, при некоторых дополнительных условиях, может привести к последующему перепроизводству этих изделий, вызвав цепную реакцию разорения производителей, вплоть до банкротств. Эту особенность свободного рынка осознавали авторы МКП. Фактически же это наиболее остро проявилось в 30-х годах ХХ века в виде глубокой и разрушительной депрессии в США и в Европе.

В современных условиях достаточно развитых обществ рыночной экономики это явление практически изжито решениями властей под влиянием теории Кейнса. Предложения Кейнса по общественным работам и ограничения на минимизацию оплаты труда базировались на более глубоком понимании закономерностей экономического развития, чем простая погоня за прибылью, являющейся стержнем западной экономической науки «Экономики прибыли». В какой-то мере это иллюстрируется и графиками в книге «Штрихи и Грани», построенными на основе моделей развития рыночной экономики с использованием приведенного выше понимания предмета политической экономии.

Выполнение рекомендаций Кейнса привело к реальному повышению устойчивости экономики свободного рынка, но не приблизило капитализм к искомому обществу социальной справедливости.

Для построения экономики будущего социально справедливого общества необходима теория науки «Экономика общества», основой которой, без сомнения, будет политэкономия (определение на стр. 86).


О ДЕНЕЖНЫХ ПОТОКАХ

Переход от натуральных обменов к денежному рынку значительно упростил и этим активизировал рынки всех видов, в том числе и рынок рабочей силы, что естественно ускорило развитие и общественного производства и

общественных отношений. Освоение операций «купли – продажи» товаров значительно ускорило и стабилизировало процедуры обмена произведенными товарами, что и сегодня во многом определяют потенциальную возможность государственного управления общественным производством.

Связь товаров с денежным их эквивалентом послужила и для практичной, хотя и не всегда объективной, оценки в денежных единицах результатов труда каждого участника общественного производства, что явилось основой для оценки и обществом и самим человеком его принадлежности к той или иной социальной группе.

Денежное обращение, приведшее к росту производства, породило и возникновение значительных денежных потоков в стране. Принципы организации этих потоков имеют решающее значение для экономики любой страны, поскольку размеры, структура и временные параметры их отражают и закрепляют не только свойства соответствующей хозяйственной системы, но и тип самого общества.

И поэтому управление денежными потоками в стране осуществляется главным образом государственными органами, закрепляя тем самым за государством роль важнейшего субъекта хозяйственной системы страны, не совместимую с ограничением его функций до роли «ночного сторожа».

Одним из важнейших государственных документов является закон об очередном бюджете страны. Это своего рода план, но не предписывающий, а информирующий и настраивающий. Осознание реальных проблем, их ранжирование по степени неотложности решения и способам преодоления – всё это должно быть учтено очередным бюджетом, т.е. организацией соответствующих денежных потоков в стране. Они стимулируют и координируют действия всех хозяйствующих субъектов, включая и госорганы, в требуемых направлениях.

Эффективная организация денежных потоков требует наличия четких государственных правил, исключающих

возможность появления каких-либо не вскрываемых ошибок или злоупотреблений, на каждом этапе этого движения.

За денежными потоками от их истоков до их завершения, т.е. до их предусмотренного распределения между конкретными исполнителями созидательных процессов, необходим контроль. При этом в общественном сознании голос исполнителей обретает важный государственный вес, обеспечивая контроль общества за соответствием денежных затрат предписываемым результатам.

Практика показывает, что непредусмотренные, те. противозаконные, потоки бюджетных средств чаще проявляются при реализации госзаказов в сферах различного вида строительства, при закупках специального оборудования и при продаже государственной собственности, т.е. там, где велика роль отчетных документов.

Представляется, что усиление контроля за расходованием бюджетных средств возможно путём предоставления в единых отчётах не только документированных сведений о движениях денег, но и актов о встречных движениях материалов и оборудования или о соответствующих завершённых работах.

Важна роль бюджета и в деле развития экономики страны, т.е. в деле обеспечения появления принципиально новых изделий или технологий их изготовления.

При этом выясняется, что бюджет непосредственно может влиять на развитие производства только двумя путями. Первый – это финансирование фундаментальных научных исследований. Положительные итоги этих исследований создают наиважнейшие основы для новых направлений развития производств.

Второй – это создание условий заинтересованности предпринимателей к развитию своих производств за счёт собственного первичного финансирования освоения новых изделий или внедрения более совершенных технологических процессов.

Для производственного направления важнейшим стимулом может быть лишь то, что по завершении затратных внедренческих работ предпринимателю должен быть открыт путь для самостоятельного перераспределения денежных потоков на свободном рынке на себя в объёмах достаточных для компенсации всех затрат и получения чистой прибыли.

Лучшие условия для своего развития обеспечит та страна, которая законодательно гарантирует активному Предпринимателю перераспределение денежных потоков свободного рынка в его пользу его же инициативными законными операциями на свободном рынке, без необходимости каких либо дополнительных решений. Отметим, что подобное возможно только для свободного рынка и при соответствующей совершенной системе патентного и налогового законодательств.

При наличии международного соглашения по патентному праву подобные перераспределения денежных потоков возникают и на международном рынке.

Попытки подобного перераспределения денежных потоков для соответствующих товаров вне рынка всегда приводили к необходимости решающего воздействия какого либо чиновника, пагубного для дела

На свободном рынке денежные потоки определяются и поставщиками товаров и, главное, предпочтениями покупателей. Это, последнее обстоятельство и определяет демократизм и развитие свободного рынка, а значит, и развитие самого общества.

В этом можно видеть и некоторое противоречие: с одной стороны бюджет, т.е. денежные потоки должны быть чётко определёнными и жёстко контролироваться; в то время, как оказывается, полезно для общего развития обеспечить предпринимателям возможность в определённой мере переключать на себя часть денежных потоков без дополнительного согласования с государством.

Это одно из проявлений диалектического единства и борьбы противоположностей являющегося основой всякого развития.



Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 1 [только новые]


администратор


Сообщение: 92
Зарегистрирован: 01.05.07
Откуда: Россия, Санкт-Петербург
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 29.04.17 18:18. Заголовок: ...


.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 5
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет