On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]

Пушкинский дискуссионный клуб "ЛЮБОМУДРИЕ"



АвторСообщение
администратор


Сообщение: 90
Зарегистрирован: 01.05.07
Откуда: Россия, Санкт-Петербург
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 29.04.17 17:38. Заголовок: 11. ГОСУДАРСТВО И БИЗНЕС


[b]Представляется, что проблема оптимизации взаимодействия власти и бизнеса идейно давно решена историей, только бизнес Запада, а за ним и наука «Экономика прибылей» не хотят этого признавать.

Теория науки «Экономика общества», как и любая другая полноценная теория, может и должна служить интересам общества в целом, представлять которые может только государство. Это чётко определяет и ведущего и ведомого в деле формирования социального справедливого общества.

Но проблема всё же есть. Её суть, прежде всего, в том, что пределом желаний деятелей рынка является полная свобода бизнеса. Функционеры же государств, не демонстрируя ясного представления об их идеале взаимоотношений с бизнесом, полностью «вожжи» не отпускают. Это проблема всех государств, а для России, озабоченной поиском путей восстановления своих ведущих производств, разрушенных в годы преступной фальшивой «приватизации», в особенности.

Понятно, что любое решение данной проблемы в интересах общества как-то ущемит интересы индивидуалистов бизнеса. Также ясно, что полноценной базой решения проблемы в интересах общества может служить только теория науки «Экономика Общества»,

Сегодня власти новой России, также как и её оппозиционеры, не имеют чёткой теоретической основы управления общественным производством, включая меры эффективного противостояния эгоизму и возможным ошибкам управленцев всех уровней.

Сложность в том, что функции государства реализуются решениями живых людей с их собственным видением целей, с их собственным пониманием общественных процессов и с их связками личных, групповых и клановых интересов у каждого.

При определении целесообразности процессов частного производства, итоговым показателем успешности которых

является прибыль, личный интерес руководителя является решающим.

При принятии решений оптимальных для общества, будь то страна или работники предприятия, – личный интерес может исказить всё.

И в этом значимость преобладания особых производственных или государственных интересов у деятелей, призванных принимать решения в интересах общества в целом, а также значимость информированности общества об очередных задачах, решения которых добиваются руководители.

Представляется, что для решения проблемы взаимоотношения государства и бизнес сообщества необходимо, прежде всего, иметь чёткое определение государства.

Явно ошибочно марксистское его определение: "Государство – политическая организация экономически господствующего класса, имеющая своей целью охранять существующий порядок и подавлять сопротивление других классов", поскольку целью создания государственной власти не может быть охрана какого бы то ни было порядка.

Люди объединяются в государство ради возникновения какого-то предпочтительного для большинства порядка, который, естественно, в дальнейшем требуется и охранять.

Показательно, в этом смысле, второе определение государства в БСЭ: "В более широком смысле под государством понимают политическую форму организации жизни общества, которая складывается как результат возникновения и деятельности публичной власти – особой управляющей системы руководящей основными сферами общественной жизни и опирающейся в случае необходимости на силу принуждения".

В этом втором определении легко просматривается неудовлетворённость составителей БСЭ марксистским определением с его упором на властное право, с его игнорированием вопросов «организации жизни общества».

Люди признают властные права государства, но лишь в целях и ходе исполнения им своих обязанностей перед обществом. В определении государства (стр.82) слова «лучшие условия для хозяйственной деятельности граждан» указывают на важнейшую функцию. государства.

Конкретное содержание «лучших условий», определяемое взглядами тех, кто оказывается у власти, выявляет социальную сущность государства, состояние и направление развития его хозяйственной жизни и гражданского общества, определяет тип самого государства.

В СССР «лучшие условия» определялись Политбюро ЦК КПСС. В будущих государствах самой полной демократии, «лучшие условия» вероятнее всего будут закрепляться законами, создаваемыми с реальным участием граждан.

Исторически первой функцией государств, являлось обеспечение безопасности, что на начальных этапах формирования человеческого общества с преобладанием сельских индивидуальных хозяйств соответствовало и «лучшим условиям» хозяйственной деятельности.

В дальнейшем функции государств развивались вслед за развитием хозяйственной деятельности их граждан.

Сегодня роль государств как организующих субъектов мировой экономической системы стала очевидной, что и отражается в соответствующих межгосударственных договорных документах. Да и основная часть внутреннего свода законов современного государства посвящена регулированию хозяйственных взаимоотношений своих граждан и их предприятий.

Большая часть государственных экономических решений принимается сегодня под давлением необходимости в условиях непознанной многосвязанности явлений и противоречивости интересов исполнителей, да ещё при недостаточной подготовленности ответственных лиц из-за отсутствия объективного знания в виде теории науки «Экономика общества» и науки «Экономика планеты».

В такой ситуации критерием качества решения часто служит мнение «эксперта» или вышестоящего чиновника, которые в своей мере неизбежно субъективны.

Это свидетельствует о необходимости иметь осознанный критерий для оценки целесообразности как государственных законодательных актов, так и решений отдельных руководителей. Таким критерием принимаемых решений может быть только добротная экономическая теория.

Д.Валовой отмечает: «Ещё древние утверждали: нет ничего практичнее, чем научно обоснованная теория».

Подобное отмечает и А.Зиновьев: “<Решения>… должны быть отобраны в соответствии с определёнными критериями. Такие критерии может дать лишь общая теория человеческих объединений и их эволюции, а также теория конкретных типов обществ. Таких теорий…нет”.

Экономисты современности много спорят о роли и месте государства в экономической жизни общества. Основной мотив современных разговоров на эту тему может быть иллюстрирован определениями из учебника Самуэльсона "Экономика", в котором утверждается, что экономическую жизнь общества направляют “Невидимая рука” и “Совершенная конкуренция”, охраняемые “стражами экономической свободы Хайеком и Фридманом”; государству же «предоставляется» возможность “…попытаться предотвратить или исправить ошибки <рынка>…”.

Отметим, что вообще все обсуждения роли государства в экономике сводятся к рассмотрению взаимодействия двух равно определяющих институтов общества – рынка и государства.

Рынок оперативен, объективен и демократичен. Но он и «близорук», поскольку оценивает только конкретные конечные изделия «здесь и сейчас» без предвидения последующих изменений в жизни общества. Свободный рынок «настроен» на поощрение изготовителя спросом в момент сделки.

Государство же должно использовать свои управленческие возможности в целях лучшей организации жизни общества в целом и в долгосрочной перспективе.

На подобное указывал и Р. Барр: "Государство лишь ориентирует экономику", "Современное государство располагает обширной гаммой способов вмешательства: финансовая и налоговая политика, кредитная политика и действия эмиссионного института, социальное законодательство, контроль над монополиями…".

Но основное, что необходимо иметь в виду, это то, что лишь государству присуща забота о благоденствии и всех членов общества и каждого из них в отдельности, и общества в его целом. Это и определяет его право решений при выборе пути к этой благой цели. И только эта цель должна бы определять политику государства по всем направлениям, в том числе и в деле обеспечения целесообразных, с точки зрения общественных интересов, деловых взаимоотношений хозяйствующих субъектов.

Поиску лучшей формы взаимоотношений бизнеса, т.е. самостоятельных предприятий, и государства может помочь аналогия с концертом симфонического оркестра. В этой привлекательной аналогии в качестве оркестрантов предполагаются предприниматели, в качестве исполняемого произведения – государственная политика, дирижёром выступает правительство, а роль населения представляют слушатели в зале.

Смысловая, выразительная и грамотная композиция, построенная с учётом возможностей каждого инструмента; чуткий, знающий и уверенный дирижёр; талантливые исполнители, и критично настроенный зал – взаимодействие этих звеньев создает шедевры.


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Новых ответов нет


Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 5
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет